180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.

Новости

Спортивное занятие с элементами йоги и дыхательных практик для детеой с ОВЗ

 23/11/23 

КОМИТЕ ПО КУЛЬТУРЕ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

МЕЖРАЙОННАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ИМ. М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

 

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

 

 

 

«Спортивное занятие

 

с элементами йоги и дыхательных практик

 

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

Сценарий составили:

 

Ситникова Валентина Ивановна,

 

заведующая библиотекой

 

Близнецова Мария Николаевна,

 

библиотекарь 2 категории,

 

Елисеева Полина Павловна,

 

библиотекарь 1 категории

 

Колоскова Марина Михайловна,

 

ведущий библиотекарь

 

 

 

 

 

 

Целевая аудитория – воспитанники ГБДОУ компенсирующего вида.

 

 

Цель занятия – укрепление здоровья, улучшение психоэмоционального и физического состояния ребёнка, развитие артикуляционного аппарата.

 

 

Оборудование: коврики для спортивных занятий.

 

Когда мы слышим слово йога, мы, возможно, представляем себе сложные асаны, которые практически невозможно повторить. Однако, в системе йоги есть множество упражнений, доступных каждому из нас. Это настолько всеобъемлющая и обширная дисциплина, что мы можем использовать её элементы в своей жизни и в занятиях с детьми. 

 

Йога может использоваться для любых, без исключения, детей. Ведь в отличие от некоторых спортивных дисциплин в ней нет соревновательного принципа, она не требует специальной подготовки, при этом артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, элементы самомассажа и асаны (позы йоги), помогают научиться правильно дышать, осознавать свое тело, знакомиться с собой и окружающим миром, и, конечно, приобретать большую гибкость, раскрывать свой внутренний потенциал. Йога нацелена на достижение гармонии с собой и окружающим миром.

 

Что йога даёт ребенку с любым диагнозом и в любом состоянии:

 

·        Снижает уровень стресса;

 

·        Повышает внимание;

 

·        Помогает оставаться спокойным;

 

·        Улучшает мыслительные функции;

 

·        Улучшает эмоциональное состояние;

 

·        Восстанавливает обмен веществ;

 

·        Помогает наладить контакт с телом, контакт с собой.

 

Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, а ещё успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для баланса психоэмоционального состояния. Именно наше дыхание играет главную роль в актуализации нашего речевого потенциала.

 

Асаны стоя повышают уровень энергии и укрепляют ноги и мышцы спины и рук. Наклоны вперед успокаивают, прогибы возбуждают, помогают улучшить такие качества, как эмпатия, здоровая самооценка, открытость. Асаны лёжа балансируют активность и нервное возбуждение, балансы повышают уровень внимания, успокаивают.

 

В йоге через практики концентрации, асаны и дыхание, мы учимся более ярко воспринимать этот мир с помощью наших органов чувств. То есть, йога нацелена, в том числе, на развитие сенсорных систем. Упражнения по сенсорной интеграции помогают вернуться в тело. Все знания о мире, о себе, о своём положении в пространстве, схеме своего тела мы получаем через ощущения, восприятие.

 

Относительные противопоказания к практике йоги: эпилепсия (нужно исключить задержки дыхания, перевернутые асаны, наклоны, тщательно отслеживать состояние), рефлюксы (исключить перевёрнутые асаны), порок сердца (убрать активные упражнения). Конечно, занятие необходимо выстраивать индивидуально в зависимости от поставленного диагноза и ограничений. За детьми с ОВЗ необходим особый контроль, всегда лучше иметь предварительно рекомендации врача, который наблюдает ребенка. Кроме того, за детьми, имеющими проблемы с восприятием окружающего мира, необходим особый надзор – они, например, могут иметь слабый болевой порог.

 

В современном мире занятия йогой особенно полезны для детей или для семей, ведь они помогают попасть в пространство, где нет шума, где есть только соучастие, самопознание и умиротворение. Йога помогает работать со страхами, нервозностью, агрессией, гиперактивностью и многим другим.

 

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации, недостаточности знания этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.

 

Недостаточно сформированы пространственные представления у детей с ОВЗ.  Часто они не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У них заметное преобладание наглядной памяти над словесной. Снижена познавательная активность. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

 

Снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

 

Йога как часть терапии может существенно помочь улучшить состояние ребенка во всех этих сферах. В частности, йога может решать такие задачи, как развитие необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Йога также помогает укрепить соматическое и психоневрологическое здоровье ребенка: предупреждение эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, даёт простые инструменты ребенку для самоуспокоения и достижения баланса.

 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию достаточно простой комплекс на 15-20 минут, который включает в себя дыхательную гимнастику, небольшую практику расслабления с визуализацией, и комплекс «Приветствие солнцу», который, несмотря на свою простоту, прекрасно работает на все группы мышц.

 

Этот комплекс помогает улучшению концентрации, освобождает от негативных эмоций, сбрасывает напряжение. Кроме того, это также и артикуляционная гимнастика, которая способствует улучшению речевых качеств.

 

Урок состоит из 3 частей, в видео мы также проиллюстрировали элементы урока.

 

 

Разминка

 

1.     Начнём с положения лежа.  Попробуем сделать полное йоговское дыхание. Мы предложим ребятам толкать живот вверх, можно предложить посадить на живот любимую игрушку или положить ладони. Полное йоговское дыхание помогает обратить внимание на дыхание и правильность его выполнения.

 

2.     Из этого положения концентрации и успокоения, перейдём к мягкому массированию позвоночника, представляя себя ёжиками. Дети очень любят делать такое упражнение.

 

3.     Садимся ягодицы на пятки и делаем легкую разминку.

 

4.     Пальминг: упражнение для концентрации.

 

5.     Небольшая зарядка шея, плечи, руки.

 

6.     Дыхание льва – очищение, избавление от лишнего и хорошая артикуляционная гимнастика. Широко открываем челюсть и максимально полно высовываем язык.

 

7.     Дыхание «ситали» - охлаждающий и успокаивающий эффект.  Сворачиваем язык трубочкой, делаем вдох носом и выдох через полусомкнутые губы и язык трубочкой.

 

8.     Кошка-корова последовательность, добавляем к этой последовательности дыхание льва и ситали, а затем еще движение рук и ног.

 

Основная часть – комплекс Приветствие Солнцу.

 

Лорена Паджалунга в своей книге "Играем в йогу утром" очень поэтично обозначила каждую из 12 асан, чтобы было легче их запомнить, мы будем их и использовать. 

 

 


1.  Вот Я. Тадасана, поза горы, складываем руки в Приветствие. Традиционно Приветствие Солнцу делают утром лицом на восток.
2. Я - солнечный луч. Прогибаемся немного назад в грудном отделе с вытянутыми вверх руками.

 

3. Я - кланяюсь, чтобы приветствовать землю.  С прямыми руками наклоняемся вниз, касаясь ног или земли.

 

4. Отсюда далеко отшагиваем левой или правой ногой назад (один цикл Сурья Намаскар - это два подхода, по одному на каждую ногу) и входим в асану всадника, расправляем плечи. Я готов.

 

5. Я освещаю животных. На выдохе входим в позу собаки мордой вниз. Тут важно тянуться копчиком вверх и стараться руки и ноги держать прямыми, а пятки опустить на пол.
6. Я освещаю животных - касаемся земли в восьми точках – колени, стопы, руки и

 

7. Я заливаю светом природу - выходим в позу кобры.

 

8. Возвращаемся в собаку мордой вниз  - я дарю земле тепло.

 

9. Я прислушиваюсь к себе – возвращаемся в позу всадника.

 

10.Я уважаю себя – наклон вниз.

 

11. Я чувствую счастье – прогиб назад.

 

12. Я чувствую покой – руки, сложенные вместе.

 

Затем мы повторяем это с другой ноги.

 

Заминка
1. Заканчиваем небольшим самомассажем «, он улучшает восприятие себя, учит границам тела, прикосновения развивают восприимчивость.

 

2. Шавасана (поза трупа) с дыханием и визуализацией. Ложимся на спину, расслабляем руки ноги, можно укрыться пледом. Ведущий медленно начинает подсчет от 10 до 1, а дети делают полное йоговское дыхание на каждый счет. Это учит самоконтролю, полное йоговское дыхание мягко и спокойно успокаивает. Затем в области лба мы представляем образы (можно использовать любые – свечи, реки, звездного неба). Визуализация развивает пространственно-образное мышление, улучшает способность концентрироваться на одной задаче. Затем постепенно мы шевелим пальцами рук и ног и мягко садимся через левый бок. Соединяем ладони вместе и благодарим друг друга за занятие. Ссылка на видео занятия ниже:

 

https://drive.google.com/file/d/1GOdYyHMTUgo0WJY6jfxFY_qhrnowQlsc/view?usp=drivesdk

 

Когда ребёнок учится управлять собой через асаны, которые развивают гибкость, ловкость, баланс, силу, творчество, то он приходит к гармонии, миру с собой, окружающим миром.  На этом фоне все коррекционные и реабилитационные процессы протекают быстрее и мягче. Однажды посадив зёрнышко, мы заботимся, поливаем и пропалываем его.  И тогда мы будем вознаграждены за это прекрасным цветением.

 

Хочется надеяться, что данная программа поможет специалистам инклюзивной среды.

 

Занятие апробировано в летние месяцы с семейной аудиторией. Оно имеет практическую значимость, оно нашла своих почитателей, оно будет продолжена. 

 

Ссылки на наше внедрение данной разработки:

 

https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_27754

 

                                                                                                      https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_27865

 

                                                                                                      https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_28126

 

                                                                                                      https://vk.com/detlermontov?w=wall-40962434_28201

 


 

Список литературы

 

 

1.     Годен К. Йога для котов (и их хозяев) [текст] = Yoga pour chats / Клэр и Кристиан Годен; [худож. Кр. Годен; пер. с фр. И. Судакевича]. - Москва: РИПОЛ Классик, 2016. - 45, [2] с.: цв. ил. - (Котоподарок). - ISBN 978-5-386-08416-5 

 

2.     Жуанн Э. Мой маленький блокнот йога. - Минск: Попурри, 2020. - ISBN 978-985-15-4468-0

 

3.     Кокеева А. Привет, Солнце! Йога + образ жизни для здоровья, счастья и развития детей: Бомбора / Кокеева Анастасия. - [Б. м.]: Бомбора, 2017. - ISBN 978-5-04-101552-7
Доступно в ЛитРес: Библиотека.

 

4.     Коттон Ф. Йога для детей [текст]: [для чтения взрослыми детям: для дошкольного возраста: перевод с английского] / Ферн Коттон; иллюстрации Шины Демпси. - Москва: Робинс, 2018. - [30] с.: цв. ил.; 25х25. - ISBN 978-5-4366-0535-7

 

5.     Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с анг. Н.Л. Холмогоровой. -  Теревинф, 2011. – ISBN 978-5-42-0022-2

 

6.     Паджалунга Л. Играем в йогу утром [текст]: легко просыпаемся / Лорена Паджалунга; иллюстрации Анны Ланг. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 48 с.: ил. - ISBN 978-5-00146-848-6

 

7.     Паджалунга Л. Играем в йогу вечером [текст]: расслабляемся перед сном: [для дошкольного возраста, для чтения взрослыми детям] / Лорена Паджалунга; иллюстрации Анны Ланг; [перевод с английского Марии Скаф]. - 2-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 36, [4] с.: ил. - (МИФ детство). - ISBN 978-5-00146-629-1

 

8.     Рауд П. Чудные истории / Пирет Рауд; перевела с эстонского Майя Мельц; иллюстрации автора. - Таллинн: Aleksandra, 2014. - 90, [1] с: ил. - Пер. изд.: Natuke napakad lood / Raud Piret. - Tallinn, 2012. - ISBN 978-9949-9528-1-6 

 

9.     Шилова Е. Йога и массаж для самых маленьких / Е. Шилова. - Ростов-на-Дону: Феникс: Априори, 2009. - 153, [7] с.: ил., фото.цв. - ISBN 978-5-222-15391-8

 

 

 

 


Сценарий праздника для детей с ОВЗ подари улыбку доброты

 23/11/23 

Подари улыбку доброты

 

 

Сценарий праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья отдела по работе с детьми

 

 

Подготовила: Шляхтова Наталья Анатольевна,

 

главный библиотекарь библиотекарь отдела по  

 

работе с детьми МБУК «Островская ЦРБ»

 

 

Цель:

 

- Посредством популяризации лучшей детской литературы создание условий для реализации творческих способностей подростков;

 

- Восполнение дефицита положительных эмоций, отвлечение ребенка от «ухода в болезнь», создание новой среды общения, расширение двигательной активности детей с учетом их физических особенностей.

 

Задачи:

 

- Способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений детей и подростков с помощью книг;

 

        - Привлечь подростков к активному участию в подготовке и проведению праздников;

 

- Содействовать формированию адекватных форм поведения;

 

- Способствовать развитию нравственных качеств подростков.

 

Оборудование: фонограммы детских песен , 2 круглых воздушных шарика, 4 платка, 2 маркера, 2 удочки с магнитом, набор магнитных рыбок , 2 рисунка, 2 платка или шарфа, набор для творческой мастерской (клей ПВА, листы белой бумаги А4 по количеству детей, нарезанные полоски из желтой бумаги 1см*20 см в количестве 40 шт. на одну открытку, круги из желтой бумаги d8см по количеству открыток, синий и красный маркеры).

 

Целевая среда: учащиеся ГБОУ «Центр специального образования №2»

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий:

 

        Здравствуйте. Начало декабря традиционно отмечается как декада инвалидов. Если вы на улице спросите у случайного прохожего, какого числа день инвалида, то лишь единицы смогут вам дать правильный ответ. Большинство здоровых людей даже не подозревают о его существовании.

 

Ассамблея ООН провозгласила в 1981-м году Международный год инвалидов, а затем в 1983-м году - Десятилетие инвалидов. Призывалось сменить сам подход к проблемам людей с ограниченными возможностями, защищать их человеческие права на нормальную жизнь. 14 декабря 1992-го года на Ассамблее ООН было принято следующее решение - ежегодно отмечать 3 декабря Международный праздник день инвалидов. В этот день во всех государствах, которые являются членами этой крупнейшей организации, должны проводиться массовые мероприятия. Они должны быть направлены на максимальное улучшение жизни этих людей, быстрое решение всех наболевших проблем, и скорейшую их интеграцию в нормальную жизнь нашего общества. И вот в рамках этого праздника мы организовали нашу встречу.

 

Миф о том, как в мир пришла улыбка.

 

Ведущий:  «Это было очень, очень, давно, когда люди еще не имели улыбку. Да было такое время. Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величия солнца они не замечали. Не знали счастья и любви. В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю.

 

«Но с чем я приду к людям?» - задумался он.

 

Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка. И тогда он обратился к отцу за помощью.

 

«Подари людям вот это», - сказал ему отец и протянул маленькую искру. Она светилась всеми божественными цветами.

 

Что это? – удивился добрый ангел.

 

Это улыбка – ответил отец – положи себе в сердце и принесешь людям в дар.

 

И что она им даст? – спросил добрый ангел.

 

Если люди овладеют ею, то поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту.

 

И в это самое мгновенье добрый ангел спустился на Землю и подарил людям улыбку.

 

Так к людям пришла улыбка, она передалась и нам.

 

Песня «От улыбки станет всем светлей»

 

Ведущий: Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать

 

Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.

 

Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80% успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.

 

Секрет 3. Улыбка сама есть способ общения.

 

Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.

 

Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества — гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.

 

Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти».

 

Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы, дети, чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы с вами живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Так постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по – доброму, ибо только это достойно человека.

 

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру «Будем знакомы!»

 

Ребята, хочу с вами познакомиться. Как вас зовут? Я буду бросать мяч (ведущего в руках появляется мяч) каждому из вас. Кто поймает, тот громко называет свое имя. Понятно? Давайте попробуем!

 

Замечательно ребята! Посмотрите, мы похожи друг на друга, но у каждого из нас есть свои особенности. И очень важно дружить, не обижать друг друга, чтобы на нашей планете был мир.

 

Ведущий: Друзья, давайте, ответим на вопросы викторины « Добряки улыбаются» где вы по описанию назовёте сказочных героев.

 

Отвечайте на вопрос:

 

1. День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.

Знаешь, речь идёт о ком?

 

(Кот)

 

 

2. Князь с купцами повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон.
(Гвидон)

 

 

3. Ни у кого, ни у кого,
Спросите целый свет,
Нет носа тоньше моего,
Длиннее носа нет!
Ношу я длинный, длинный нос,
Я мальчик непростой,

 

Сто приключений перенёс,
Но вот, в конце концов, принёс,
Для всех друзей своих принёс
Я Ключик Золотой!

 

(Буратино)

 

 

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит -
Это доктор ...

 

(Айболит)

 

 

5. Добродушен, мягок, мил,
Подарил его нам Милн.
А по-русски Заходер
Говорить его учил.
Ну-ка скажем вместе вслух:
Этот мишка - ...(Винни-Пух)

 

6.Звать медведя Вини-Пух.
Кто мишутки лучший друг?
Не петух и не бычок,
А весёлый …

 

(Пятачок)

 

 

7. Не учил стихотворенья,
Обожал одно варенье, 
Мог лететь он выше крыш,
И его любил малыш…

 

(Карлсон)

 

 

8. В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами, 
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка, 
Как зовут его?

 

(Незнайка)

 

 

9. В бороде у старика 
Нет простого волоска, 
Каждый волос – для мечты! 
Кто хозяин бороды? 
(Старик Хоттабыч)

 

 

10. Этот милый крокодил
С Чебурашкою дружил.
В день рождения, порою,
Песню мы поём героя.

 

(Гена)

 

 

11. Про Маугли помнишь ты сказку?
Тогда назови без подсказки
Мне имя удава большого,
Премудрого, вовсе не злого.

 

(Каа)

 

12. Ждали маму с молоком,                    

 

А пустили волка в дом…

 

Кем же были эти

 

Маленькие дети?  

 

    (Семеро козлят) 

 

 

13. Всех важней она в загадке

 

Хоть и в погребе жила:

 

Репку вытащить из грядки

 

Деду с бабкой помогла.  

 

    (Мышка)

 

 

14. Родилась у мамы дочка

 

Из прекрасного цветочка.

 

Хороша, малютка просто!

 

С дюйм была малышка ростом.

 

Если сказку вы читали,

 

Знаете, как дочку звали.

 

   (Дюймовочка)

 

 

15. В детстве все над ним смеялись,

 

Оттолкнуть его старались:

 

Ведь никто не знал, что он

 

Белым лебедем рожден.  

 

 (Гадкий  утёнок)  

 

 

16. Дед и баба вместе жили,

 

Дочку из снежка слепили,

 

Но костра горячий жар

 

Превратил девчурку в пар.

 

Дед и бабушка в печали.

 

Как же их дочурку звали?  

 

(Снегурочка) 

 

 

17. Любит есть он бутерброд

 

Не как все, наоборот,

 

Он в тельняшке, как моряк.

 

Звать кота, скажите, как?  

 

        (Матроскин)  

 

 

18. В Простоквашино живёт,

 

Службу там свою несёт.

 

Почта-дом стоит у речки.

 

Почтальон в ней — дядя ...          

 

(Печкин)

 

 

19. Перед волком не дрожал,

 

От медведя убежал,

 

А лисице на зубок

 

Все ж попался...  

 

  (Колобок) 

 

Ведущий: Дети, поиграем в игру "Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".

 

Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движением по кругу. Затем поочередно водящий дает другие задания:

 

Мои плечи хороши, а у соседа лучше;

 

Мои уши хороши, а у соседа лучше;

 

Мои щеки хороши, а у соседа лучше;

 

Моя талия хороша, а у соседа лучше;

 

Мои коленки хороши, а у соседа лучше;

 

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

 

 

Ведущий: Дорогие друзья! Начинайте каждый день с улыбки, и вы увидите, как все вокруг станет приветливее и добрее, как ваши излучающие свет и счастье глаза начнут притягивать окружающих. Жизнь становится прекраснее, когда люди дарят друг другу положительные эмоции!

 

А сейчас, ребята, послушаем песню: «Подари улыбку другу»

 

 

 

        Ведущий: Следующей будет игра на внимание «Собери пословицу»

 

1.Ворованным добром не разбогатеешь.

 

2. Добрые слова лучше мягкого пирога.

 

3. Доброе братство лучше богатства.

 

4. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

 

5.Доброго держись, а от худого отдались.

 

.6. Добрая семья прибавит разума-ума. Добрая слава бежит, а худая – летит

 

7. Добро делать спешить надобно.

 

8. Доброму гостю хозяин рад

 

.9. Добрый друг лучше ста родственников.

 

10.Тьма свету не любит — злой доброго не терпит.

 

11.Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

 

12.Нет худа без добра.

 

 

Ведущий: Девочки, а вы в куклы играете?

 

(Ответ.) В маленькие или большие? (Девочки отвечают.) Я тоже любила играть в большие куклы, особенно, сделанные своими руками.
(Ведущий показывает зрителям воздушный шарик.)

 

Ведущий: Сначала я рисовала на воздушном шаре глаза, ресницы, нос, губы. Девочки, может, кто-нибудь из вас желает попробовать сделать куклу своими руками?

 

Проводится игра «Сделай куклу»

 

Две участницы вместе с педагогами оформляют куклу: рисуют на воздушном шаре глаза, ресницы, брови, нос, губы, повязывают на него косынку или прикрепляют бантик, внизу привязывают второй платок – платье.

 

   Ведущий: А я круглый год люблю ходить на рыбалку.

 

   Проводится игра «Рыбалка» Реквизит: 2 удочки с магнитами вместо крючков, набор разноцветных рыбок. Стол – это пруд. На него кладем рыбок. По сигналу ведущего игроки начинают ловить рыбу. Выигрывает тот, кто поймал большее количество рыбок.

 

    Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня в нашей творческой мастерской мы с вами изготовим вот такую открытку под названием «Улыбка солнца»
Показывает образец открытки. (Набор для творческой мастерской (клей ПВА, листы белой бумаги А4 по количеству детей, нарезанные полоски из желтой бумаги 1см*20 см в количестве 20 шт на одну открытку, круги из желтой бумаги d8см по количеству открыток, синий и красный маркеры).

 

Ребята, а вы любите солнышко? Любите теплые солнечные денечки? (Ответы детей). Кто мне назовет больше определений «Солнце какое?»

 

Дети по очереди по одному слову дают определения: желтое, горячее, огромное, жаркое, летнее, золотое, теплое, сверкающее, доброе, чистое, лучистое…

 

Практическая работа: дети выполняют открытку.

 

Ну, вот вы и закончили свои открытки. Замечательные работы у вас получились! Понравились ли они вам? Трудно было их делать или нет? (Ответы детей)

 

Ведущий: Ребята, в конце нашей встречи предлагаем, что с помощью заранее вырезанных цветов и бабочек украсить стенд, причем, на каждом элементе можно написать, кому ты даришь свою улыбку. (Дети пишут пожелания и помещают на стенд)

 

Ведущий: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча, надеемся, что она не прошла даром. Начинайте каждый день с улыбки, и вы увидите, как все вокруг станет приветливее и добрее, как ваши излучающие свет и счастье глаза начнут притягивать окружающих. Жизнь становится прекраснее, когда люди дарят друг другу положительные эмоции! Приглашаем получить заслуженные призы.

 

Литература:

 

1.     Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.

 

2.     Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.

 

3.     Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.

 

4.     Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.

 

5.     Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.

 

6.     Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007

 

7.     Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006

 

8.     Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

 

9.     Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;

 

10. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.

 


Онлайн мастер-класс Путешествие по джунглям

 23/11/23 

 

Сценарий

онлайн мастер-класса на тему «Путешествие по джунглям» для людей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовили: Мирошникова Екатерина Александровна,

                              Чернатова Оксана Владимировна, Лахтачева Ольга Сергеевна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры

«Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю.Лермонтова»

Название: «Путешествие по джунглям» – в технике коллажа.

Формат: он-лайн в зуме

Возраст: от 6 лет (дети, подростки, взрослые)

Целевая аудитория: люди разного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: через творчество приобщение к чтению и знакомство с литературой, а также социализация и адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятие

Знакомство.

Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы сотрудники Центральной библиотеки им.М.Ю.Лермонтова.

Прошу любить и жаловать Екатерина и Оксана.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в теплую солнечную Африку.

И сопровождать нас будет всем нам знакомый персонаж лев Бонифаций.

Сейчас напомним вам сюжет книги «Каникулы Бонифация» (автор книги Федор Хитрук).

Лев по имени Бонифаций работал в цирке. Бонифаций заскучал по бабушке и директор цирка дал ему отпуск. И лев отправился в путешествие в Африку, к родной бабушке.

Африка находится далеко-далеко и добраться до неё можно только морем, на большом красивом корабле.

Пока он плыл на корабле он вспоминал свою родную Африку, как она выглядит и кто там живет.

Давайте поможем Бонифацию вспомнить кто же живет в Африке!

Игра «Кто спрятался в джунглях?» (слон, лев, крокодил, обезьяна). Все узнают и называют животных по слайдам.

 

 



А когда Бонифаций прощался с бабушкой, он решил оставить ей на память свой портрет.

 

 

 

Для портрета нам понадобиться:

 

1.     Старые журналы

 

2.     Ножницы

 

3.     Картон желтый и белый (формат А4)

 

4.     Карандаш простой

 

5.     Стирательная резинка

 

6.     Краски (акварель, гуашь) или цветные карандаши, или фломастеры

 

7.     Стаканчик для воды

 

8.     Кисточки (если рисуем красками)

 

 

И сейчас я (Екатерина) буду показывать Оксане как и что делать, чтобы вам тоже было весело и понятно.

 

 

Оксана: Ой, а что мы сначала берем? Картон? Или мы сначала делаем портрет?

 

 

Екатерина: Да, мы берем лист картона, кладем перед собой и дальше уже берем журналы, газеты…в общем, всё, что есть под рукой для создания портрета в технике коллаж.

 

 

Оксана: А что такое коллаж?

 

 

Екатерина: Проще говоря это рисунок из картинок, фотографий, журналов и газет. Сейчас мы будем делать гриву нашему льву. Делаем полоски. Ну что, приступим?

 

 

Оксана: А мы рвем или нарезаем полоски?

 

 

Екатерина: Делаем так, как больше нравится. Или рвем, или нарезаем.

 

 

(делаем и рассказываем зачем льву такая грива)

 

 

Екатерина: Ксюша, а как ты думаешь зачем льву такая грива?

 

 

Оксана: Ооо, мне кажется, для красоты.)))

 

 

Екатерина: Ишь ты! Вот например, в книге Андрея Максимова (из серии замечательных энциклопедий и показываем книгу «Про льва») Грива лдьву нужна, чтобы запугивать врагов, она его делает визуально больше. Чем старше лев, тем темнее у него грива. Грива вырастает у львов к 3-м годам.

 

Екатерина: А теперь приклеиваем полоски на картон. По кругу, чем-тио похоже на солнышко.

 

 

Пока вы приклеиваете полоски, я вам прочитаю несколько интересных фактов о львах.

 

 

Делаем гриву. Оксана рвет несколько полосок и спрашиваю: Вот так?

 

 

Екатерина: Примерно))) Чем больше мы делаем полосок, тем пышнее будет грива у нашего льва.

 

 

Оксана: У меня получилась вот такая грива (показываю). А что получилось у вас? (участники показывают)

 

 

Оксана:  А что мы делаем дальше?

 

 

Екатерина: Теперь мы делаем мордочку льва.

 

 

Оксана: Круглую или овальную? А какого размера?

 

 

Екатерина: Мордочку у льва мы будем делать по шаблону. Берем шаблон на листе А4 и приклеиваем его в центр листа, куда приклеивали гриву. Лучше мордочку льва распечатать на желтой или бежевой бумаге. Чтобы был похож по цвету на льва, цвет песка. Но можно сделать мордочку белой, а потом раскрасить цветными карандашами.

 

 

Оксана: Ой, а мне кажется, что по цвету или форме мордочка льва похожа на грушу.

 

 

Екатерина: Пока вы приклеиваете мордочку льва и раскрашиваете ее, я вам расскажу несколько интересных фактов о груше:

 

 

·        Груша относится к розоцветным растениям, поэтому груша и роза — родственницы.

 

·        Груши — диетические фрукты, т. к. в них мало калорий, а сахара — только полезные.

 

·        Русские летописцы впервые написали о грушевых садах в тринадцатом веке.

 

·        В мягких и спелых плодах груши много фосфора, кальция, микроэлементов, поэтому эти мягкие фрукты, к удивлению многих, заметно укрепляют эмаль.

 

Оксана: (приклеивает, раскрашивает, дорисовывает глаза и показывает) Вот так?

 

 

Екатерина: Да, примерно так. У каждого получится свой лев. Уникальный и неповторимый.

 

 

Оксана: Здорово! А что мы делаем дальше?

 

 

Екатерина: Ушки. Их правда можно сделать вместе с грушей, но мы сейчас вырежем два кружочка и приклеим их по бокам мордочки, так, чтобы получились ушки.

 

 

А пока вы вырезаете и приклеиваете ушки, я вам прочитаю интересные факты про львов. (читает из книги А.Максимова про уши в конце книги)

 

 

Оксана: Ого…А я и не знала!

 

 

Екатерина: А теперь мы с вами будем делать льву глаза. И уже не будем вырезать или рвать, а будем рисовать!

 

 

Оксана: Ура!!!!

 

 

Екатерина: Да! И таким образом мы с вами сделаем портрет льва и в технике коллажа, и рисования.

 

 

Пока вы рисуете, я вам прочитаю еще пару интересных фактов о львах. (читает)

 

 

Все доделывают портреты льва Бонифация.

 

 

Екатерина и Оксана прощаются с группой участников:

 

Ваши портреты можно оставить себе или подарить! J

 

Вы все молодцы! Успешно справились с заданием!
Дорогие друзья, спасибо благодарим вам за внимание!
Желаем всем здоровья и удачи!
До новых встреч!

 

 

Используемая литература:
1. Книга Андрея Максимова «Я лев» (серия энциклопедий)

 

2. Книга Федора Хитрука «Каникулы Бонифация»

 


Сценарий фольклорного мероприятия для людей с нарушением зрения

 23/11/23 

 

«смоленские посиделки»

 

сценарий фольклорного мероприятия для людей с инвалидностью по зрению

 

 

Автор: Базылева Анна Анатольевна,

 

заведующая отделом обслуживания

 

ГКУК «Смоленская областная специальная библиотека для слепых»

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Цель мероприятия:

 

- познакомить незрячих читателей с фольклором родного края через такую форму досуга, как посиделки;

 

- популяризировать краеведческую литературу.

 

 

Задачи мероприятия:

 

- прочитать вслух уникальное издание – сборник «Смоленские сказки», составленный по материалам этнографа Владимира Добровольского;

 

- познакомить аудиторию с разными жанрами и видами смоленских сказок;

 

- обсудить с аудиторией прочитанное;

 

- вовлечь аудиторию в активное участие в фольклорных посиделках.

 

 

Реквизит:

 

Стол, льняная скатерть, стулья (лавки), светильник для свечи (закрытый, безопасный с точки зрения пожарной охраны), самовар.

 

 

Дидактический и раздаточный материал:

 

Книга «Смоленские сказки», избранные сказки отпечатать шрифтом Брайля.

 

Клубок, яблоко, ложки или трещотки для проведения игры.

 

Ноутбук (компьютер, музыкальный центр или др. оборудование) для воспроизведения музыки. Принтер для РТШ-печати, брайлевская бумага.

 

 

Музыкальное оформление:

 

Файл «Смоленский гусачок», исп. Сергей Привалов и Олег Буданов

 

 

Методические советы по проведению:

 

На роль чтецов пригласить незрячих читателей с хорошей дикцией, грамотной речью и владеющих рельефно-точечным шрифтом. Распечатать для каждого избранную сказку по Брайлю. Заранее отрепетировать чтение вслух. Ведущие – специалисты библиотеки, либо студенты-волонтёры.

 

Время проведения мероприятия – осенне-зимний период, как раз тот, когда и проводились в старину посиделки.

 

Мероприятие (чтение вслух, обсуждение) проводить за общим столом, по возможности за чаем и угощением.

 

Для игры «Катилось яблочко» участникам лучше выйти из-за стола, образовать хоровод.

 

В музыкальном сопровождении можно использовать народные мелодии, например, «Смоленский гусачок». Замечательно, если незрячие участники заранее сами подготовят музыкальные номера.

 

Общая продолжительность мероприятия 1,5 часа. Количество участников – 10-15 человек.  Возраст 16+


 

СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ

 

Ведущий 1: Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать! Мы пригласили вас на посиделки. Проведём их по-смоленски. 

 

Ведущий 2: Что же делали на подобных встречах наши предки, без телевидения, интернета и социальных сетей? 

 

Ведущий 1: Долгими зимними вечерами собирались смоляне за какой-нибудь ручной работой, и наступало время для песен, забав, да россказней. Вот и мы сегодня приготовили для вас старинное занятие. За чаем да угощением почитаем вслух «Смоленские сказки».

 

Ведущий 2: Сказки Смоленского края на редкость разнообразны по форме и содержанию, ведь на местную культуру оказали влияние не только русские, но и европейские традиции. Есть среди смоленских сказок и комедии, и фарсы, и притчи, и психологические драмы. Все они, как ядрёные орехи, наполнены жизненной энергией и силой. А может, это называется «русским духом»?

 

Ведущий 1: Жизненной силой смоленских сказок поделится с нами ФИО (ЧТЕЦА). Он (она) прочтёт психологическую драму "ТРИ СЕКРЕТА ЛЕСНОГО ХОЗЯИНА"

 

Актёр читает сказку.

 

Ведущий 2: В старину сказки передавались из уст в уста, по памяти. Давайте проверим, кто из слушателей был бы хорошим сказителем? Назовите 2 секрета лесного хозяина.

 

Верные ответы:

 

1 секрет - раз в жизни и петух несётся.

 

2 секрет – много не проси! Ведь недаром умные люди говорят: «Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь!»

 

Ведущий 2: Какие ещё психологические советы можно найти в этой сказке?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 1: Особенно любили смоляне на посиделках слушать страшные истории о встрече с нечистой силой: лешими, чертями и другими потусторонними существами. Давайте и мы послушаем. ФИО (ЧТЕЦА) читает про «ВОЛКОДЛАКОВ», и «КЛАД ВОЗЛЕ ХМАРЫ».

 

Актёр читает сказки.

 

Ведущий 2: Рассказывали ли вам подобные истории ваши бабушки и дедушки?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 1: Все симпатии в смоленских сказках отданы простому мужику. Он трудолюбив, честен, смекалист. Его нравственные представления выше, чем у лиц из господствующих слоёв. Ищет смоленский мужик правду и социальную справедливость, осуждает жадных да глупых панов, обличает нарушающих проповедуемые ими же высокие истины попов. Две сказки "О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ" и "КАК ТАРАС ПОПА ОБМАНУЛ" читает ФИО (ЧТЕЦА)

 

Актёр читает сказки.

 

Ведущий 2: Какие современные нравы описаны в этих сказках?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 2: На посиделках часто завязывались романтические отношения. Молодые люди могли похвастаться своей силой, ловкостью, остроумием. Девушки же демонстрировали женские качества, которые считались обязательными для замужества – умение готовить, шить, а также хвастались своей красотой, умением петь и танцевать. Давайте и мы покажем свои таланты. Просим всех в хоровод.

 

Звучит «Смоленский гусачок». Под музыку проводим игру «Катилось яблочко».

 

По кругу передавать яблоко, или клубок под музыку, когда музыка заканчивается, у кого яблоко/клубок в руках останется должен загадать аудитории загадку, или спеть куплет песни, показать танец, сыграть на ложках/трещотках и т.д. Здесь могут быть заранее отрепетированные музыкальные номера от читателей.

 

Ведущий 1: Молодцы! Задорно поиграли, удаль свою показали!

 

Ведущий 2: Представляем вам ещё один интересный цикл смоленских сказок – «Сказки о Петре». Царь Пётр I бывал в Смоленске много раз, любил город, и народ сохранил эти воспоминания в устном творчестве. Жанр, к которому относятся эти произведения можно обозначить, как исторические комедии. Давайте послушаем "КАК ВОР ПРИГОДИТЬСЯ МОЖЕТ" в исполнении ФИО (ЧТЕЦА)

 

Актёр читает сказку.

 

Ведущий 1: Петр I, как герой сказки, безусловно, отличается от своего реального исторического прототипа. Каким вы увидели в этой сказке русского царя?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 2: Сказки, рожденные на смоленской земле, были записаны этнографом Владимиром Добровольским в начале 20 века. Он сохранил колорит родной русской речи, смоленских говоров. Мир смоленских сказок  не столько волшебный, сколько парадоксальный. В нём уживаются люди всеведающие и простаки, причудливым образом переплетаются надежда на русский «авось» и вера в Бога. Фантасмагорию "АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ" представит нам ФИО (ЧТЕЦА).

 

Актёр читает сказку.

 

Ведущий 1: Можем ли мы назвать эту сказку прообразом славянских фэнтези?

 

Обсуждение прочитанного.

 

Ведущий 2: Дорогие гости званые да почётные! Сегодня мы с вами прочитали несколько смоленских сказок. Как же здорово сочиняли смоляне! Всё в этих историях: смекалка, юмор, житейская мудрость, дивные чудеса.

 

Ведущий1: Посиделки удались на славу благодаря вашему участию! Давайте чаще встречаться за чтением и не забывать наши, смоленские, русские традиции!


 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.     Ильин, В.В. Смоленский край в литературе и фольклоре / В.В. Ильин. – Смоленск, 1995

 

 

2.     Кошелев, Я.Р. Народное творчество Смоленщины / Я.Р. Кошелев. — Смоленск: Смоленское областное книжное издательство Смядынь, 1997

 

 

3.     Смоленские сказки / сост. М. Волкова.- Смоленск: Свиток, 2017

 

 

4.     Соколов, Ю.М. Русский фольклор. – Москва: Издательство Московского университета имени М.В. Ломоносова, 2007