Сегодня праздник у людей одной из самых социально значимых профессий – у логопедов. Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих поздравляет всех логопедов с праздником и представляет обзор литературы из своего фонда.
Почему для нас это важно? Потому, что развитие речи для детей с нарушениями зрения – это одна из особых образовательных потребностей, ведь недоразвитие речи у таких детей встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Слабое зрение и речь образуют сложный дефект, а сложности в освоении родного языка и учёбе нарастают как снежный ком. Своевременное выявление речевых нарушений и коррекционная работа предупреждают эти трудности. Специалисты замечают, что в основе коррекционной работы даже у младших классов должна быть игра, потому что у детей с нарушениями зрения она формируется значительно позже, чем у зрячих.
Речь – основа мышления, средство общения, она нам очень нужна. Как важно уметь донести ту или иную мысль, лаконично облечь её в слова, выразить чувства и переживания, быть понятым другим – всему этому способствует чистая и грамотная речь. А если на пути встречаются трудности, то нам поможет логопед!
Представляем обзор литературы по логопедии. Мы предлагаем вам обратиться к книгам и новым статьям из профессиональной прессы за 2023 и 2022 годы. Затрагиваются самые разные темы:
- диагностика;
- активизация речевой деятельности;
- чтение – смысловое и функциональное, преодоление нарушений;
- письмо – связная письменная речь и преодоление нарушений;
- заикание;
- логопедия с УО, ЗПР, ТНР, эмоционально депривированными детьми.
Обратим внимание на некоторые издания.
Как специальная библиотека отметим книгу Р. И. Лалаевой о нарушениях чтения. В ней представлены некоторые данные о нарушениях чтения у самых разных, в том числе незрячих детей, а также методы коррекции.
Книга Н. Г. Андреевой по развитию связной речи будет полезна многим, потому что все дети в школе пишут изложения и сочинения, да и в целом грамотно выразить свою мысль – очень важное умение не только в учёбе, но и в «обычной» жизни. Зачастую это даётся с трудом просто из-за непонимания «что писать». При работе над изложением отрабатываются умения, связанные с восприятием и передачей содержания текста, при работе над сочинением – умения, связанные с созданием собственных текстов. Ребёнок учится выяснять, как автор раскрывает тему, основную мысль, какие факты для этого отбирает, какие речевые средства для этого использует и почему, в какой последовательности строит текст, как его начинает и заканчивает. Эта книга будет полезна и специалистам-логопедам, и всем, желающим научить ребёнка грамотно и лаконично излагать свои мысли.
Приглашаем Вас ознакомиться с классикой и новинками по дефектологии и логопедии. Эти издания могут быть полезны всем заинтересованным лицам: студентам-дефектологам, специалистам, работающим с детьми, а также родителям.
Обзор представлен в цикле «Ученье – свет!».
Ссылка на список литературы:images/documents/logo23.pdf
С новыми поступлениями методических пособий и статей по логопедической работе за 2022 год можно ознакомиться по ссылке.
Обзор подготовлен Еленой Сторокожевой, главным библиографом Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих
Адрес библиотеки: Псков, улица Набат, дом 5.
Телефон для справок: (8112) 72-42-53.