19 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, согласно резолюции ООН A/C.3/73/L.5/Rev.1 от 1 ноября 2018 года, провозгласила 4 января Всемирным днем азбуки Брайля.
;Азбука Брайля является тактильным представлением буквенных и цифровых символов с помощью шести точек, позволяющих передать все буквы и цифры, музыкальные, математические и научные символы. Она используется слепыми и слабовидящими людьми для чтения тех же книг и периодических изданий, которые печатаются визуальными шрифтами. Использование азбуки Брайля слепыми и слабовидящими людьми обеспечивает передачу важной информации им и является проявлением профессионализма, независимости и равенства.
Согласно статье 2 Конвенции о правах инвалидов, азбука Брайля является средством общения слепых и имеет большое значение в контексте образования, осуществления права на свободу выражения мнения и убеждений, доступа к информации и общения в письменном формате, а также в контексте социальной интеграции применительно к слепым, как это отражено в статьях 21 и 24 Конвенции о правах инвалидов.
Автор азбуки для слепых - Луи Брайль, французский тифлопедагог, создатель рельефно-точечного шрифта для незрячих и слабовидящих людей. Он родился 4 января 1809 года в семье сапожника во французском городке Кувре. Как пишут биографы, в три года мальчик поранил глаза шорным ножом - чем-то наподобие шила - и начал слепнуть. В 5 лет потерял зрение окончательно. Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения игре на скрипке.
К счастью, его родители приложили огромные усилия к тому, чтобы ребёнок получил образование. Алфавит он изучал в местной школе при помощи палочек. Когда мальчику исполнилось десять лет, его отдали в Парижскую школу для слепых детей. Уже тогда были книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но их не хватало. Обучение в основном строилось на восприятии информации на слух. В школе Луи Брайль познакомился с «ночной азбукой», разработанной артиллерийским офицером Шарлем Барбье для военных целей. Это был способ кодировки сообщений, который позволял читать тексты даже в полной в темноте: запись сведений велась через прокалывание отверстий в картоне, чтение - через прикосновения к картону (осязанием).
В 1824 году Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей. Парадоксально, но факт: когда начальный вариант шрифта был представлен на рассмотрение специалистов, его сочли неудобным для зрячих преподавателей. И только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей эксперты снова вернулись к его рассмотрению.
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.
В конце 19 века в США появляется первая пишущая машинка Брайля. Это изобретение продолжало совершенствоваться и в 20 веке, к середине которого появляются первые принтеры для тиснения шрифтом Брайля. К концу 20 века шрифт Брайля начинает использоваться и в компьютерной технике, где появляется Дисплей Брайля, – устройство вывода для отображения текстовой информации шрифтом Брайля. Со временем азбука Брайля была приспособлена под многие языки мира.
Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837). В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году сборника статей для детского чтения.
Кстати, Луи Брайль оказался талантливым музыкантом, преподавал музыку незрячим и слабовидящим людям, разработал шрифт для записи нот (нотопись).
Обеспечение равенства в правах играет для людей с ограниченными возможностями здоровья огромную роль. Азбука Брайля стала одним из важнейших изобретений и инструментов, позволяющих реализовывать людям право на общение, свободу выражения своих мыслей и взглядов, убеждений, а также получить доступ к произведениям мировой культуры и научным знаниям, преодолевать социальные барьеры на пути к развитию.