Эта книга — советская классика, книга-легенда, символ эпохи и ключ к её пониманию. Несмотря на тяжёлое «рождение», ещё при жизни автора вышло в свет 41 издание романа, в течение ХХ века он многократно переводился на десятки языков мира и публиковался за рубежом, известны три экранизации, ставшие классикой советской кинематографии (1942, 1956, 1973), особенно с Василием Лановым и Владимиром Конкиным в главной роли. В стране шли громкие читки книги и её обсуждение. Огромное число людей сходили по ней с ума. Этот роман – учебник жизни, руководство к действию — в прошлом. Будут ли современные молодые люди им зачитываться? Что в нём найдут — реалии Гражданской войны, боевой и пламенный романтизм юности или пример преодоления и реализации себя в невообразимо тяжёлых условиях?
Ядром успеха стал главный герой книги — Павел Корчагин. Это был образец идеального героя. Помимо яркого и интригующего сходства самого Островского с главным героем — Павкой Корчагиным, свою роль сыграло и метафорическое заглавие романа — «Как закалялась сталь». Сталь у Островского — это символ революции, большевизма, твёрдости и несгибаемости духа советского человека. Вольно или невольно это связывалось с именем Иосифа Сталина, который как таковой в романе не упоминался.
Николай Островский родился в селе Вилия Волынской губернии в семье отставного унтер-офицера. Был пятым ребёнком в семье. По собственному признанию, образование получил низшее, у себя в селе с похвальным листом окончил церковно-приходскую школу — туда он был принят досрочно «по причине незаурядных способностей», затем обучался в Шепетовке в двухклассном училище, из которого был исключён «в связи с вздорным характером и любопытством». С 12 лет начал работать – сначала кубовщиком, затем на складе, наконец, подручным кочегара. Позже, эпатируя своих собеседников, он говорил: «Я штатный кочегар и насчёт заправки котлов был неплохой мастер. Ну, а литератор из меня “хужее”».
В юности Островскому нравились романтические борцы за справедливость, он читал книги, в которых сочетался романтический пафос и динамичный авантюрный сюжет («Спартак» Р. Джованьоли, «Овод» Э. Л. Войнич, романы Ф. Купера, В. Скотта, лубочное изд. «Гарибальди» и т.п.). Позднее писатель вспоминал, что, читая матери вслух повести и романы, он, «сам того не замечая, начинал импровизировать» и излагал не то, что было написано, а то, что «хотел, чтобы было написано».
В Шепетовке под влиянием пробольшевистски настроенных рабочих втянулся в подпольную деятельность. Октябрь принял восторженно и воодушевлённо. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт. Сражался в дивизии Г. И. Котовского, затем в 1-й армии С. М. Будённого. Осенью 1920 года был тяжело ранен, после демобилизации служил в ВЧК, участвовал в борьбе с местными «кулацкими» бандами. Затем был этап «ударного строительства» в Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги.
Однажды спасая лесосплав, прыгнул в ледяную воду, впоследствии был ревматизм, на этом фоне заразился тифом.
В 1923 году Островский — комиссар Всеобуча, затем секретарь райкома комсомола в Берездове, Изяславле, затем окружкома комсомола в Шепетовке (1923-1924). В 1924 году вступил в РКП(б), в этом же году ощутил приступ страшной болезни. Сейчас врачи предполагают, что это была болезнь Бехтерева, которой страдают в основном молодые люди и очень рано уходят из жизни; окаменение суставов и позвоночника перерастает в паралич. В 1927 году болезнь приковала его к постели. В 1929 году его поражает слепота. Он не раз задумывается о самоубийстве.
В этом отчаянном и безвыходном положении он делает всё возможное и невозможное, чтобы остаться в строю: «Физически потерял почти всё, остались только непотухающая энергия молодости и страстное желание быть хоть чем-нибудь полезным своей партии, своему классу». Уже парализованный он вёл на дому кружок, закончил «первый круг» комвуза (1929). Самое главное, как будущий писатель, он пытался наверстать упущенное в чтении. За темпами его чтения не могли поспеть новороссийские библиотекари. Островский, ещё понимая, что самостоятельно читать он сможет ещё недолго, как читатель, следовал чёткой системе и железной дисциплине. Он читал мемуары участников Гражданской войны, воспоминания революционеров и исторические исследования, журналы самообразования, русскую классику. Какие-то имена и произведения вызывали отторжение — например, Хемингуэй, Достоевский. Таким образом, Островский яростно оттачивал своё литературное мастерство.
Рукопись первоначального варианта романа под названием «Рождённые бурей», к несчастью, затерялась. Для самого автора это была тяжёлая потеря. Для нас, читателей и литературоведов, также не ясно, это были воспоминания или повесть, был ли там выведен сам Островский или уже появился Павка Корчагин.
Литературная работа была начата заново. Ночью он писал при помощи трафарета, а днём — при помощи жены, друзей или матери — «добровольных секретарей» — расшифровывал написанное. Созданная титаническим трудом рукопись была послана в редакции: где-то её отвергли, где-то сочли нереальной. К счастью, заместитель редактора журнала «Молодая гвардия» Михаил Кольцов взялся повторно рецензировать рукопись, она была принята, но требовала доработки. Островский принял шефство над своим произведением, правда, ему частенько приходилось отстаивать собственные идеи и принципы. Сегодня трудно даже представить степень участия каждого редактора в создании романа. И невозможно однозначно определить улучшила или ухудшила редактура текст. Можно предположить, что редакторы во многом ориентировались на идеологический канон. Совершенно ясно, что без энергии, духовного поиска, непосредственных переживаний и борения самого Островского этот роман был бы невозможен, только жизненная и духовная мощь самого автора наполнили жизнью образ Павки Корчагина, который стал кумиром советской молодёжи.
Глеб Струве писал, что широкая популярность Островского была «спонтанна, добровольна и стихийна». Лев Аннинский говорил, что Островский описал душу, которую советская власть присвоила и сделала из неё советский миф. По заданию партийного руководства миф о большевике, бойце, организаторе комсомола дописывался. Он встал в один ряд с Чапаевым, Щорсом, Чкаловым, Горьким, Маяковским. Островский при жизни стал классиком советской литературы, он был пятым орденоносцем среди писателей. Конец жизни провёл на специально для него построенной даче, выступал по Всесоюзному радио, принимал многочисленные делегации, делился с молодёжью своим опытом.
За неделю до смерти окончил первую книгу романа «Рождённые бурей». Это был совершенно новый роман с прежним названием, повествующий о борьбе на Западной Украине с панской Польшей, о грядущей борьбе с фашизмом. В связи с тем, что роман уже не был основан на личном опыте, книга получилась более схематичной, декларативной, схожей с публицистикой. 26 декабря, в день торжественных похорон, вышло первое издание этого романа, в кратчайшие сроки набранное и отпечатанное после известия о кончине писателя.
Сам роман «Как закалялась сталь» безусловно является классикой советской литературы. Возможно, он не идеален, с точки зрения литературы, но он является литературным памятником истории, культуры и даже ключом к пониманию истории нашей страны. И не только её советского периода. В этом произведении показан герой, преодолевающий любые трудности, совершающий подвиги во имя идеи, ради счастья своего народа. Лев Аннинский говорит, что этот роман следует понимать в контексте тысячелетней русской истории, когда для русского человека справедливость превыше всего — и немедленная справедливость. Герой ищет её, борется за неё, а потом хоть трава не расти! Даже умирая, он побеждает.
Велика ли сегодня потребность в героическом герое?
В герое, который вступается за девушку, освобождает друга, скачет в бой?
В герое, который живёт борется и выживает, делает что-то для других, а не для себя?
В герое, который будучи молодым, полным сил, преодолевает тяжёлый недуг?
Будут ли сегодня с чувством повторять слова Павки Корчагина: «Жизнь даётся всего один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое прошлое»?
***
Рубену Гальего, испанцу и замечательному русскому писателю, маленькому мальчику, ставшему сильным мужчиной, росшему в детском доме и домах инвалида, эта книга в своё время дала силы: «Павка Корчагин скакал на лошади и владел клинком не хуже мушкетёров. Павка Корчагин был сильным и смелым парнем. Он воевал ради идеи, деньги и звания ему были не к чему. Будёновка — жалкое подобие рыцарского шлема — не могла защитить его от подлой пули. Острый клинок был бессилен против маузера. Он знал это, но шёл в бой. Шёл в бой снова и снова. Снова и снова рвался в самую толщу битвы. Дрался и побеждал. Оружием и словом. Когда тело отказало, когда рука не могла уже держать клинок, он сменил оружие, он приравнял к штыку перо. Он смог. Последний рыцарь холодного оружия. Последний викинг ХХ века. Что остаётся у человека, когда не остаётся почти ничего? Чем оправдать своё существование полутрупа? Зачем жить? Я не знал тогда, я и сейчас не знаю. Но, как Павел Корчагин, я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего» (Гальего, Р. Белое на черном. Санкт-Петербург : Лимбус-Пресс, 2002. 224 с.).
Но не только людям с инвалидностью эта книга помогала. В СССР не было человека, который бы её не читал. В Великую Отечественную войну бойцы носили её с собой (в музеях хранятся экземпляры, пробитые и залитые кровью). Будет ли она так востребована сегодня обсуждали в передаче Игоря Волгина «Игра в бисер», ведущий высказал мнение, что в случае очень больших, объединяющих всю страну, потрясений и катаклизмов она будет нужна. Ему созвучны слова Льва Аннинского, что необходима сила, которая объединила бы людей во имя справедливости и правды: «Он [Островский] чувствовал личную ответственность за то, что происходит вокруг — рушится привычный мир, после революции начинается Гражданская война, и он ищет силу, которая могла бы объединить людей. Это существенная русская черта: когда мы объединяемся — мы сильные, когда разъединяемся — все в русской жизни распадается. … Бешеное желание установить справедливость и сделать всех вокруг счастливыми — вот что им двигало».
Литературные критики не могли объяснить популярность книги, очевидны технические недостатки и огрехи. Но сильна она не «литературной техникой», а энергией и правдой жизни — главный герой, поначалу юноша, ставший зрелым мужчиной, завоёвывал своё счастье и строил новую жизнь. Тяжёлая болезнь и военные ранения безусловно нанесли свою травму и физическую, и психологическую. Возможно, этот путь — путь писателя — помог пережить и «освоится» в новой травмирующей и болезненной ситуации. Островский любил читать, и в детстве мог придумать что-то своё, учился писать у великих и учился писать ровно — через трафарет, а, главное, став на точку зрения писателя, смотрел на болезнь со стороны. Выход из ситуации, способность посмотреть со стороны значительно облегчают душевное состояние, снимают накал и напряжение переживаний. Лев Аннинский называет это даже не художественным произведением, а исповедью. Островский принял удар судьбы, принял его как вызов, и стал тем, кого мы знаем — героем, писателем и победителем.
Если продолжить тему психологии, то обратим внимание на слова А. А. Лебедевой об инвалидности и личностном развитии: «Если отношения с личностью выстраиваются не вокруг "неполноценности", а вокруг реализации личностью своих собственных целей и задач, физические ограничения приобретают качественно иное значение. ... Сутью же качества жизни личности является то, как человек проживает свою жизнь, насколько полно он реализует открывающиеся перед ним возможности, насколько успешно обходит невозможности и черпает стимулы к развитию из источника собственных уязвимостей, травм, болезней, трагедий и пр.» (Лебедева, А. А. Инвалидность как вызов личностному развитию: парадоксальная диалектика ограниченности и благополучия // Обратная сторона Луны, или Что мы не знаем об инвалидности. Москва : МБА, 2018. С. 75-92). Поэтому трудно назвать Островского инвалидом, хотя он не мог ходить и видеть, его называли «святым», а книгу «красным евангелием», «красным житием» — в этой книге было напряжение, и к ней подключались, когда нужна была подзарядка.
Николай Островский, незрячий и прикованный к постели, своим примером показал, как можно жить, выживать в сложных жизненных ситуациях и преобразовать свою жизнь так, чтобы при этом нести людям пользу, свет и надежду. Жизнь Островского пример и образец для всех, кто, несмотря на все невзгоды, которых хватает всем — и людям с ограниченными и «не ограниченными» возможностями, хочет жить с чистой совестью и осмысленно: «У меня есть план, имеющий целью наполнить жизнь содержанием, необходимым для оправдания самой жизни… Вообще же не планированного у меня ничего нет. В своей дороге я не петляю, не делаю зигзагов. Я знаю свои этапы…» (Письмо П. Н. Новикову от 11 сентября 1930 года).
«Как закалялась сталь» — книга удивительная по своей жизненной силе и вере в идеал. Опустив всю «советскость», мы видим вечного героя, на которого откликается юношеская душа, — героя, который вступается за девушку, освобождает друга, рвётся в бой во имя правды!
Использованные материалы:
Аннинский, Л. А. «Корчагины не исчезли – они просто не удел… »[Электронный ресурс] / беседа с литературоведом Львом Аннинским ; беседу вела Татьяна Медведева // Культура. – 2014. –23 сент. URL: https://portal-kultura.ru/articles/books/61903-lev-anninskiy-korchaginy-ne-ischezli-prosto-oni-ne-u-del/?ysclid=m18xly1p4z119807832
Гальего, Р. Белое на черном [Текст]. – Санкт-Петербург :Лимбус-Пресс, 2002. – 224 с.
«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Н. А. Островский. «Как закалялась сталь», 2 декабря 2014 [Электронный ресурс] / Россия-Культура // Smotrim.ruURL: https://smotrim.ru/video/1148895?ysclid=m19ajr5u58430061163
Кондаков, И. В. Островский Николай Алексеевич / И. В. Кондаков [Текст] // Русские писатели 20 века : биографический словарь / главный редактор и составитель П. А. Николаев. — Москва : Большая Российская энциклопедия : Рандеву-М, 2000. — 525-527 с. — Библиогр.: с. 527.
Лебедева, А. А. Инвалидность как вызов личностному развитию: парадоксальная диалектика ограниченности и благополучия [Текст] // Обратная сторона Луны, или Что мы не знаем об инвалидности. Москва : МБА, 2018. С. 75-92.
Ссылка на список литературы из фонда осп «ПОСБНС» произведений и литературы об Н. А. Островском.
Выставка литературы открыта до конца сентября 2024 года.
Виртуальный обзор подготовила: Елена Сторокожева, главный библиограф Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих
Адрес библиотеки: Псков, Набат, дом 5.
Телефон (8112)72-42-53.