180006, г. Псков, ул. Набат, д. 5
(здание Колледжа культуры и искусств, вход с ул. Первомайской)
Отдел обслуживания: (8112) 72-42-53 Администрация: (8112) 72-89-49

Понедельник-пятница: 9.00-18.00
Суббота: 10.00-16.00
Выходной день - воскресенье
Санитарный день - последняя пятница каждого месяца

Адреса пунктов выдачи:

Пункт выдачи №1 г. Невель
ул. Энгельса, 2.

Пункт выдачи №2 г. Великие Луки
ул. Новослободская, 10/1.

Пункт выдачи № 3 г. Печоры
ул. Юрьевская, д. 3а.


8 июля, в День памяти святых Петра и Февронии, отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Эти святые стали покровителями русской семьи, а их жизнь считается образцом христианского супружества. Как бы ни менялись обстоятельства нашей жизни, семья и любовь – это вечные ценности и основа всей нашей жизни.

Этот тёплый праздник вышел из церковного календаря и готов прийти в каждый дом. Вспомним сегодня семейные истории и истории любви, которые несут в себе свет, силу, тепло и надежду. Олицетворением российского праздника стали русские святые, а не Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Петрарка и Лаура, и поэтому на выставке представлены российские истории любви: как художественные – семейные саги, впрочем, часто основанные на семейных преданиях, так и письма, воспоминания о своей второй половине.

 

 ПЁТР И ФЕВРОНИЯ

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – одно из любимых произведений читателей прошлого, сохранилось более полутораста его списков. Автор – псковский священник, выдающийся русский писатель и богослов Ермолай, в иночестве Еразм, сам называющий себя «Прегрешный».

Есть что-то завораживающее в этой повести – в тонком узоре из волшебной сказки, исторических фактов и житийного канона. В этой повести объединяется два сказочных сюжета: о змее-соблазнителе и о мудрой деве. О чём же повесть? Почему Петр, а не Павел борется со Змием? Почему болезнь после славной битвы? Какие загадки загадывала Феврония? Какие чудеса она являла? Разлучила ли смерть Петра и Февронию? Самые внимательные узнают кое-что и о Пскове.

Итак, к жене Муромского князя Павла, заметим, имя её милосердно не названо, повадился летать коварный змей. Брат князя, Петр, убил его, но, обрызганный его ядовитой кровью, тяжело заболел. Излечивает его мудрая девушка, дочь бортника из рязанской деревни Ласково. Таков зачин. Много испытаний пройдут молодые на пути друг другу и своей любви. Эта повесть, скорее, о становлении любви. А в конце жизни они, приняв монашество, решили умереть в один день: «О, сестра Ефросинья! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу!». И чудо в том, что их тела всякий раз оказывались рядом, в одной гробнице, как ни пытались их разлучить. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. «Мощи их даровал Бог городу Мурому во спасение: всякий, кто с верою приходит к гробнице с их мощами, получает исцеление». Сквозь житийный слой проступает народный мотив: любовь сильнее смерти. В одном из самых известных произведений о любви, которая преодолевает смерть – легенде о Тристане и Изольде – в финале героев хоронят неподалёку друг от друга, и за одну ночь на их могилах вырастают дуб и шиповник, чьи макушки переплетаются, что символизирует вечность любви. Так, Феврония и Петр, целиком принадлежа русской культурной традиции и русскому средневековому сознанию, становятся в один ряд с персонажами мировой литературы.

Петр и Феврония были канонизированы спустя 300 лет после смерти, на соборе 1547 года. Еромолай-Еразм для написания жития обратился прежде всего к устным преданиям, так как письменных почти не было. Д. С. Лихачев сравнивал Февронию с тихими ангелами Рублева: «Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого – преподать безобидный урок: её противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Она мудрая дева сказочных сюжетов».

 

Повесть о Петре и Февронии и Псков

В 40-е годы XVI века Ермолай жил в Пскове, позднее он уехал в Москву, был протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. Расцвет творчества Ермолая-Еразма приходится на московский период, и хоть прямого отношения к Пскову его произведения не имеют, но всё же псковское прошлое хорошо чувствуется. Так, в сюжете о мудрой деве есть сходство с псковскими легендами о княгине Ольге, в частности, сцена её знакомство с князем Игорем.

«В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: “Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего”. Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: “Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего”. Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: “Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода”. После этого она промолвила: “Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?”. И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

Подобная история встречается и в Житии княгини Ольги, и в устных рассказах, один из которых приводит литератор, собиратель русского фольклора П. Якушкин в своих «Путевых письмах из Новгородской и Псковской губерний» (1860).

«Повесть о Петре и Февронии» – один из шедевров древнерусской литературы, и имя её автора стоит в ряду самых видных писателей русского средневековья. Как писал Д. С. Лихачев: «Очарование «Повести» – в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц».

 

***

День святых чудотворцев Петра и Февронии считается счастливым для любви. Повесть, поэтично прославляющая силу и красоту любви, легла в основу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и мудрой деве Февронии». С 2008 года отмечается праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. Символом праздника является ромашка. Во многих городах России установлены памятники покровителям русской семьи – Петру и Февронии.

 

СЕМЬЯ И ЛЮБОВЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

 

Древнерусская повесть о Петре и Февронии является примером глубокого и постоянного влияния на русскую литературу. Предлагаем прочесть самые известные российские семейные саги. Через историю семьи раскрываются важнейшие вехи в истории целой страны. Очень часто основу художественного произведения составляет жизнь самого автора и его предков. Вместе с тем, рассказывая о своей семье, авторы отдают дань памяти не только своим предкам, но и лучшим представителям великой русской культуры.

Обратившись к таким парам как Сергей Есенин и Айседора Дункан, Осип и Надежда Мандельштам, Марина Дурново и Даниил Хармс, Борис и Евгения Пастернак, Анна Ахматова и Николай Пунин, можно проследить историю любви, о которой можно сказать, что это больше, чем любовь.

Главное историческое произведение Всеволода Сергеевича Соловьева – «Хроника четырёх поколений» – включает пять романов, охватывающих эпоху от времени царствования Екатерины II до правления Александра I. Заметим, автор – романист издатель журнала – старший сын известного историка Соловьева.

Зарождающейся любви посвящена книга «История любовная» И. С. Шмелева. Описывается Замоскворечье конца XIX века, но роман написан в эмиграции и чувствуется тоска по Родине и прошлому, которого не вернуть. Эта история очень незамысловатая, но она наполняет радостью, светом, словно это дверь, за которой ты становишься собой – искренним, добрым и верящим в чудеса.

В книге уроженца Псковщины Леонида Зурова «Иван-да-Марья» рассказана история первой, самой чистой любви юноши и девушки, едва достигших совершеннолетия. Осенью 1914 года в их жизнь вторгается война. О родном крае, который автор покинул после революции, автор пишет с такой большой нежностью и любовью, что читатель может зримо ощутить всю прелесть родного Пскова и чистоту первого чувства.

Один из последних сборников Тэффи посвящён любви, он так и называется – «Всё о любви». В нём переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, и много говорится о любви христианской, этике православия, о вере в преодоление любых препятствий на пути к счастью.

В. Я. Шишков написал сагу «Угрюм-река», фоном которой служит золотая лихорадка в Сибири. По этому произведению снимались телесериалы.

Основу человека, как пишет Б. Л. Васильев, создаёт детство: «Семья закладывает в ребёнка некую катушку, на которую вся последующая жизнь просто наматывает нити. Белые, чёрные, цветные, шёлковые, гнилые – не как повезёт, а как примет их заложенная в нём катушка». Самым значительным трудом своей писательской деятельности автор считает «Сагу об Олексиных» – цикл романов о своих предках по материнской линии, дворянском военном роде Алексеевых. Для свободы маневра автор изменил фамилию персонажей на Олексины. Долгие разговоры о дедах и прадедах стали основой для первого романа «Были и небыли». Затем последовали «Дом, который построил Дед», «Утоли моя печали». Героя последнего романа из цикла подсказал известный историк Натан Эйдельман, им стал поручик Псковского полка Александр Алексеев, друг Пушкина. А название приснилось во сне – «Картёжник и бретер, игрок и дуэлянт». Автор считал своим долгом написать о старой русской интеллигенции, и эти романы превратились в историю отваги, чести и достоинства верных сынов и дочерей России.

Трилогия А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» посвящена поколению людей, которые окончили школу в 1930-е годы, это время помпезных кремлёвских кабинетов, коммунальных квартир и старой, почти исчезнувшей сейчас Москвы. Они вступили во взрослую жизнь в страшные 1935-1937 годы, а в 1940-е в их судьбу, как целой страны, так и каждого человека, вмешалась Великая Отечественная война. Первый одноимённый роман трилогии «Дети Арбата» был написан в 60-х годах XX века, но напечатан только в конце 80-х, сразу став сенсацией.

Роман А. С. Иванова «Тени исчезают в полдень» вышел в свет в 1964 году и имел огромный успех у читателей, а его автор был причислен к современным классикам. И уже новое поколение читателей погружается в драматическое повествование о далёкой сибирской деревне Зелёный Дол, охватившее несколько десятилетий, и следит за жизненными перипетиями героев, в судьбах которых, как в капле, отразилась история целой страны.

Василий Аксёнов, голос своего поколения и культовая фигура русской литературы, написал трилогию «Московская сага» о семье русских интеллигентов Градовых.

Роман «Ложится мгла на старые ступени», признанный лучшим произведением 2000-х годов, основан на семейной истории автора. А. П. Чудаков, один из крупнейших русских филологов XX века, вырос в интеллигентной семье, волей судьбы заброшенной на край света – в Щучинск, город ссыльных на границе России и Казахстана. Подобно новым Робинзонам, эти люди восстанавливают потерянную цивилизацию. Несмотря ни на что, они сумели не озлобиться и сохранить верность своим истокам.

Перу академика Академии киноискусств «Ника», лауреату многих литературных премий Г. В. Ряжскому принадлежат несколько остросюжетных семейных историй: «Дом образцового содержания», «Колония нескучного режима», «Подмена».

Семейная сага Сергея Кузнецова «Учитель Дымов» охватывает время от послевоенной разрушенной Москвы до шумных вечеринок в современных модных клубах. Каждое поколение Дымовых растёт в новых «интерьерах». Год за годом, шаг за шагом в прошлое уходят его страхи: страх лагерей и репрессий послевоенных сороковых, неуправляемого рэкета девяностых. Этот роман – своеобразная история русской интеллигенции второй половины XX века.

Дина Рубина написала сагу о двух семьях: музыкальных одесситах и скрытных алма-атинских странниках, которых на протяжении 20-го столетия связывает лишь тоненькая ниточка птичьего рода – блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки. На исходе века его судьба и судьбы его детей складываются в одну сладко-горькую песнь. Невероятная насыщенность действия, пронзительная любовная линия, профессиональные тайны разведчика – всё это держит читателей в напряжении до самого финала книги.

Большой любви и большой нелюбви посвящён ещё один современный роман – «Женщины Лазаря» Марины Степновой. Лазарь Линдт сосредотачивает истории трёх незаурядных женщин. Наталья Нестерова обратилась к теме семьи в трилогии «Жребий праведных грешниц».

«Упали с неба три яблока» Наринэ Абгарян – это история одной маленькой деревни, затерянной высоко в горах, и её немногочисленных обитателях, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа.

 

семейные саги

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Детям адресованы книги Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и Фриды Вигдоровой «Семейное счастье». Аксаков писал «Детские годы Багрова-внука» для детей, однако с не меньшим интересом книгу читали и его взрослые современники, а позже, вот уже сто двадцать лет, читают люди всех возрастов и не перестают восторгаться удивительным мастерством Аксакова-бытописателя своей эпохи и прекрасного лирика русской природы. В этой книге он рассказывает о своём детстве – детстве сына среднего помещика Центральной России конца ХVІІІ – начала ХІХ века. В книге Фриды Вигдоровой говорится о жизни московской семьи, о семейных отношениях, любви, материнстве, домашнем укладе – как в довоенную пору, так и во время войны. Как и во всех произведениях Вигдоровой, в «Семейном счастье» звучат голоса детей. Эта книга о жизни настоящей, напряжённой, сложной, порой мучительной и одновременно счастливой.

 

***

Приглашаем вас за книгами и уютным увлекательным чтением в летние дни!

Ссылка на список литературы о семье и святых Петре и Февронии к Дню семьи, любви и верности.

Адрес: Псков, Набат, 5

Тел. 8(8112)72-42-53

Обзор подготовлен главным библиографом Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Еленой Сторокожевой.