Мастер- класс для детей с нарушением зрения
«Зимние узоры»
Подготовила: Иванова Елена Геннадьевна,
зав. отделом обслуживания читателей
МБУК «Пушкиногорская центральная районная библиотека»
Цель: приобщить детей с ОВЗ к изобразительному творчеству.
Задачи:
- познакомить с техникой «восковые мелки + акварель»,
- развивать усидчивость, терпение, внимание и воображение;
- воспитывать интерес к творческому процессу детей с ОВЗ и слабовидящих детей;
- создать комфортную психологическую обстановку.
Материалы: белый альбомный лист А4, восковые мелки или восковые свечи, акварельные краски (голубая, синяя), кисть или губка.
Особенности мастер-класса.
В ходе предварительной работы по подготовке к мероприятию для выполнения была выбрана одна из нетрадиционных техник рисования восковыми мелками и акварелью. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны.
Данный материал доступен для детей с нарушением зрения как вид творчества, поскольку материал должен быть четким, точным, ярким и красочным. Кроме того, эта техника рисования позволяет использовать разные материалы (знакомит с разными материалами), чистые локальные цвета (по рекомендациям, предпочтительнее использовать темные изображения на белом фоне и наоборот).
Нетрадиционное рисование — основа многих арт-терапевтических техник, позволяет преодолеть чувство страха, вселяет уверенность в себе, дарит свободу самовыражения.
Ход занятия
Здравствуйте ребята!
Какое время года у нас сейчас? Кто знает?
Пришла Зимушка - зима стало холодно, заковала льдом речки и озера, землю и деревья укрыла своим снежным одеялом, а на окошках решила нарисовать причудливые узоры.
А вы видели на окошках зимние узоры?
Давайте посмотрим.
Презентация фото зимних узоров
Очень красивые узоры, разные завитки, круги, линии, звездочки и снежинки умеет рисовать Зима.
Вот послушайте, какие стихи написал о морозных узорах писатель Сергей Косолапов.
Узоры на стекле
Мела метель метлою белой.
На замороженном окне
Мороз своей рукой умелой
Нарисовал рисунок мне.
Нарисовал он на просторе
Крутых изгибов кружева.
И на стекле слились узоры
И разглядел я лишь едва,
Что между нитей и сплетений,
Ажурных лент из серебра,
Есть много разных ответвлений,
Что незамечены сперва.
В них я увидел совершенство
И плавных линий волшебство
И окунулся в свое детство,
Смотря в узорное стекло.
Очень красивое стихотворение.
А скажите с чем автор сравнил морозный узор? (Ажурные ленты, кружево)
Ребята, давайте тоже попробуем нарисовать морозный узор, но не стекле, а на бумаге.
Возьмем наши белые листочки бумаги и представим, что этот окно, и мы с вами нарисуем узоры на нем. И не просто нарисуем, а как зима невидимо поколдуем.
Но сначала отступим 2 сантиметра от края листа бумаги белым восковым мелком нарисуем рамку окна, она может быть и узкая, и широкая, пока она не видна и сливается с цветом бумаги. Но скоро произойдет волшебство.
Затем взяли в ручки восковой мелок синего или голубого цвета и рисуем разнообразные узоры на «стекле» нашего окошка (это могут быть изогнутые линии, завитки, снежинки и т.п.)
Чтобы изображение лучше проявилось, необходимо взять широкую кисть или губку обмакнуть в голубую (синюю) краску и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству!
Посмотрите на рисунки мы с вами настоящие волшебники.
Зима, позавидует красоте наших «морозных узоров».
Вот так чудо, на окне
Снежные узоры!
Дед мороз рисует мне
Сказочные шторы!
В этой технике «акварель и восковые мелки» можно рисовать разные картины. Вам понравилось рисовать?
До новых встреч!
Литература
1. Казакова Р.Г. Занятие по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2007. - 178 с.
2. Киселева М.В. Арт - терапия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2008.
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л.И. Плаксиной.