Игра – это пережиток прошлого? Могут ли чему-то научить «Казаки-разбойники» или хороводы? Давайте лучше «раннее развитие», ведь после трёх уже поздно?
Игра в нашем обзоре представлена разносторонне. Мы обращаемся к народным играм, играм дидактическим и сюжетно-ролевым, играм-занятиям в коррекционной работе.
Право на игру закреплено в Конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав. Статья 31 данной конвенции гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают». Надеемся, что этот обзор будет напоминанием взрослым (родителям и педагогам) о важности игры, а представленная литература поможет научить (и научиться самому) играть.
Хотя игра исчезает из современной жизни, но именно она тот живительный источник, который даст силу маленькому ребёнку вступить в жизнь. Игра – это естественная форма жизни ребёнка, в ней он достигнет своего максимума, и будет здоровым – физически и душевно, он окрепнет и будет смело смотреть вперёд.
Обзор подготовлен в рамках цикла «Ученье – свет!» к Году педагога и наставника. Наша подборка может быть полезна действующим и будущим специалистам, а также родителям, желающим узнать больше о развитии своего ребёнка.
«…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток чувств, переживаний, представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский).
«Игра – это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят от неё»;
«Игры детей – это как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и появляется человек… Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, непременно сделается достойным гражданином» (Ф. Фребель).
«Игра – это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз» (Е. О. Смирнова).
Именно в игре дети лучше всего, быстрее и прочнее научаются чему бы то ни было. А современные дети, к сожалению, чересчур увлечены гаджетами и телевидением или же «заорганизованы»: много кружков, занятий и пр. (хорошо, если они не навязаны и не проходят сидя). Разрушаются детские социальные связи, традиции общения и передачи опыта, в том числе игрового. В результате дети не умеют общаться, отсюда неуважение к сверстнику, взрослому, в итоге – печально популярный сейчас буллинг, попросту травля. Вложенные в детей знания зачастую оторваны от реальности, ведь ребёнку надо самому прочувствовать, понять, пережить, тогда знание действительно станет своим. Пропадает задор, веселье, настоящая детская жизнь. А это прекрасный детский возраст, когда формируется человек, его личность; вспомним Льва Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». К сожалению, распространено мнение, что игра – это просто баловство, пустая трата времени, а между тем, ребёнок полноценно живёт и развивается именно в игре, и выдать наивысший результат ребёнок может только благодаря игре: по мнению Л. С. Выготского, в игре ребёнок даже опережает свои возможности.
Понять себя и другого, готовность подчиняться разным правилам, развить и тело, и мышление, память, внимание и ту самую мелкую и крупную моторику – всё может игра! Но всё же игра – это не упражнение какой-то отдельной функции, а форма жизни ребёнка, движущая сила развития, ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это естественно и жизненно необходимо!
В обзоре литературы мы представим книги и об игре как виде деятельности, так и об игре как средстве обучения. Той живительной силой, о которой речь шла раньше обладают всё-таки игры из первой категории. В чем разница? Е. О. Смирнова, признанный во всём мире эксперт в сфере психологии детской игры и игрушек, говорит: «Игра способствует эмоциональному подъёму, причём источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не результат или оценка. Они [дети] сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Ребёнок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы и личных механизмов поведения. При использовании игровых форм обучения действия ребёнка способствуют эмоциональному подъёму, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки. Такие установки разделяют детей, делают их противниками, что порождает множество межличностных и внутриличностных проблем». (Смирнова, Е. О. Организация игровой деятельности. Ростов-на-Дону, 2016. С. 8). Она выделяла следующие признаки.
Игра как деятельность предполагает:
- самостоятельность, инициативность ребёнка;
- мотивация положительными эмоциями (играть любят все);
- творческий характер действий, непредсказуемость результата.
Игра как средство обучения:
- взрослый организует, направляет и контролирует действия ребёнка;
- мотивация достижения; ориентация на оценку взрослого;
- работа по образцу, однозначность правильных действий.
Игры – разные.
По степени участия взрослого выделяют самостоятельную игру и дидактические игры, которые организуют взрослые для развития способностей (игры на развитие общения и доброжелательных отношений в группе; на развитие слухового, осязательного, зрительного восприятия, памяти, мышления, речи и пр.);
По характеристике самой игры выделяют сюжетные игры и игры с правилами (подвижные игры, настольные, игры ожидания, игры на мелкую моторику).
Что нужно для формирования игры?
- Участие и направляющая роль взрослого.
- Поддержка инициативы ребёнка.
- Стимулирование разговора с персонажем игры.
- Выстраивание последовательности действий.
- Введение предметов-заместителей (палочка может быть и градусником, и ложечкой, и той самой волшебной палочкой-выручалочкой).
Становление игры – одно из главных достижений возраста. Умение играть помогает и во взрослой жизни. Игра несёт мощный развивающий эффект: она обогащает чувственный опыт ребёнка, развивает мышление, речь, воображение, способствует активности и умению себя выразить, благодаря чему дети лучше учатся, лучше ориентируются в незнакомой, нестандартной ситуации. Дети, с которыми не играли, не могут взять на себя роль, придумать сюжет, построить воображаемый мир и пр., им всегда скучно, и они зависимы от чужого мнения, не умеют занять себя, прилипают к экрану. Из этого видно, как важно, чтобы взрослый, родители или воспитатели, научили ребёнка играть, помогли становлению игры.
Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже любят играть. Иногда родители больше уделяют внимание бытовым вопросам и навыкам, иногда, так складывается, ребёнок свободно играет (гуляет, рисует, лепит, празднует дни рождения и пр.) со сверстниками не смотря на плохое зрение. Но все отмечают, что детей с ослабленным зрением и незрячих обязательно нужно учить играть – осознанно и целенаправленно. Самостоятельно обучаться играть незрячие дети не могут из-за ряда причин: отсутствия зрительного подражания, меньшей активности, малой подвижности, недостаточного контакта со сверстниками. Некоторые игрушки больше подойдут таким детям, какие-то меньше, а что-то можно адаптировать специально под возможности конкретного ребёнка. Для того, чтобы познакомиться с предметом своей игры (причём это не всегда игрушка), слабовидящий или незрячий ребёнок действует осязательно: он берёт, ощупывает, подносит ко рту, роняет, ударяет этот предмет, и чем больше он совершит действий, тем лучше, объемней и всесторонней будет представление об этом предмете. Несколько работ посвящены игрушкам слепых детей. Так как особое значение имеет осязание, мы включили в подборку материалов книгу Г. Елфимовой «Дар прикосновения.
Требуется особая помощь педагога или родителя, чтобы научить ребёнка играть в сюжетно-ролевые игры. Креативной игре-драматизации посвящена работа И. Г. Корниловой.
Отдельные издания в обзоре освещают игру детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушением зрения или слуха, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями, речевыми нарушениями.
Подчеркнём, что для развития любого ребёнка важна игра, а для слепого она имеет особое значение. Целенаправленный ход игры способствует нормальному развитию ребёнка, не смотря на слепоту (об этом пишет, например, В. Фромм).
Во время игры ребёнок:
- приобретает навыки координации движений;
- учится владеть своими чувствами.
- знакомится с многочисленными предметами и материалами;
- упражняется в разговорной речи;
- устанавливает контакты с другими лицами;
- обретает навыки самостоятельности.
Народные и дворовые игры
Игра сопровождала человека всю жизнь (от потешек до подростковых игр-инициаций и массовых гуляний) и составляла круг жизни не только отдельного человека, но и всего общества. Народные игры формировали личность: ребёнок узнавал о мире вокруг него, знакомился с правилами поведения, игры учили ловкости, сметливости, учили держать удар. В традиционной игре участники получали опыт не теряться даже в ситуации причинения им боли, умение противостоять силовому воздействию (похожему внешне на насилие). Русские народные игры собраны Н. Будур и И. Панкеевым и представлены в одноимённом сборнике. А профилактика девиантного (отклоняющегося от нормы) и виктимного поведения (виктимность проявляется как потеря самообладания в ситуации внезапной внешней агрессии) посредством народных игр описана в статьях психологов Московского государственного психолого-педагогического университета В. А. Чернушевича и других. Народная игра применяется, с одной стороны, для профилактики виктимности детей и подростков, а, с другой, для профилактики девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения. Таким образом, народные игры – это не просто забава, веселье и озорство, это огромный ресурс в воспитании здорового, сильного, находчивого, стрессоустойчивого человека.
Таким образом, угасание игры в детской культуре приводит ко многим проблемам: игра превращается в коллекционирование и потребительство, детям скучно, хотя в доме полно игрушек, дети не дружат между собой, в школах – травля, о которой частенько замалчивают и просто не знают, что делать. В то же время возвращение игры в жизнь ребёнка и подростка может этому противостоять.
Представленные в списке пособия и журналы доступны в читальном зале Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих по адресу: Псков, улица Набат, дом 5.
Ссылка на рекомендуемый список литературы:/documents2/recomendlitra.pdf
Обзор подготовила Елена Сторокожева, главный библиограф отдела обслуживания Осп «ПОСБНС»
Телефон: (8112) 72-42-53.