Победители и участники Олимпийских игр во все времена пользовались почётом и уважением, их имена у всех на слуху, но сейчас мы будем говорить не столько о спорте высоких достижений, сколько о более здоровой, естественной форме физической активности человека, прежде всего ребёнка, – о физическом воспитании, подвижных играх и состязаниях, в том числе дворовых и народных. Некоторые из них адаптированы для детей с ОВЗ и описаны в специальной литературе.
23 июня отмечается Всероссийский Олимпийский день. Олимпийские Игры зародились в Древней Греции, они проводились в пору летнего солнцестояния в Олимпии, и по всей Греции объявлялось священное перемирие. Как заметил Михаил Гаспаров в книге «Занимательная Греция», греки ценили те проявления ловкости и силы, которые им были нужнее всего и в повседневной жизни: «Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба». Сейчас программа Олимпийских Игр гораздо обширнее и едина для всего мира. Для того чтобы поддержать культурное своеобразие и сохранить традиционное народное наследие в разных уголках нашей многонациональной страны проводятся аутентичные фольклорные состязания, они собирают всё больше и больше участников и поклонников. Это важно, потому что каждый человек где бы он ни родился хочет чувствовать свои корни и общность со своим народом. Теорию этноспорта разработал и активно продвигает русский учёный Алексей Кыласов.
В нашей стране Всероссийский Олимпийский день проводится с 1990 года во всех регионах страны, а количество участников ежегодно превышает 1 миллион человек.
У Пскова есть своя олимпийская история. Псковичи участвовали не только в Олимпийских, но и в Паралимпийских играх, например, лыжник, шестикратный чемпион Паралимпийских игр Сергей Шилов, теннисистка, участница ХVI Паралимпийских игр в Токио (2021) Александра Васильева. Подготовка спортсменов проводится в спортивных школах Псковской области и ВЛГАФК. Сделать спортивную историю ближе помогает открытый при академии Музей спорта и олимпийского движения Псковского края.
Безусловно спорт помогает стать сильнее, выносливей и дисциплинированней, но обычные народные и дворовые игры ближе, доступней и интересней любому ребёнку.
Весёлая игра на свежем воздухе мобилизует все психические и физиологические ресурсы, делает ребёнка здоровее и крепче. Игра совершенствует движения, способствует формированию быстроты, силы выносливости, координации движений. В игре ребёнок, с одной стороны, учится соблюдать (и запоминать, и использовать) правила, а, с другой, раскован и свободен. В игре формируется воля, честность, дисциплинированность. Игра учит товариществу, дети становятся внимательней друг к другу, учатся сопереживать, помогать друг другу, дружить. Собиратель и популяризатор старинных русских игр С. К. Якуб в своей книге «Вспомним забытые игры» описал не только правила игры, уловки и хитрости, но и законы чести, автор несколько раз подчёркивал: «Игры отлично закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стёкол и гвоздей. … Игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. И я уверен, что та беззаветная отвага и способность преодолевать огромные трудности и опасности, которые проявили бывшие мальчишки в боях Великой Отечественной войны, во многом от крепкой физической и душевной закалки, полученной в детстве. … И нам тогда очень пригодились и прятки, и казаки-разбойники, и лапта, и палочка-выручалочка».
Зачастую игра сопровождается песнями, стихами, считалками, таким образом пополняется словарный запас и обогащается речь ребёнка. Изготавливая игровые предметы и атрибуты, ребёнок развивает свои трудовые навыки. В народной игре дети вживую соприкасаются с красотой и обычаями родной культуры.
Народные подвижные игры концентрируют и сохраняют исторический опыт народа, знакомят с нравственными и этническими ценностями. Игровая основа, реалистичные или волшебные персонажи, интересная фабула делает игру увлекательной, радостной для детей и значительно облегчает поставленные педагогические, в том числе коррекционные, задачи. Таким образом, подвижная игра – это бесценное средство гармоничного развития личности ребёнка.
Дети с нарушениями зрения также любят играть, бегать и веселиться, для них особенно важно развитие навыков движения. Почему? Потому что слепота и слабовидение физически ограничивают ребёнка, отрицательно воздействуют на его двигательную подготовленность, мобильность, умение ориентироваться в пространстве. У таких детей нарушаются осанка, поза, походка, координация движений, равновесие, ритм и скорость движений. Эти нарушения приводят к утомляемости и снижению работоспособности. Развитие физической культуры является особой образовательной потребностью детей с нарушением зрения. От специалистов и родителей требуется умелая адаптация физических упражнений и подвижных игр, необходимо подбирать их с учётом имеющихся у детей противопоказаний к физическим нагрузкам, а также соблюдение техники безопасности. Простое освобождение детей от физической культуры наносит их здоровью непоправимый вред, а также является нарушением их прав.
Занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на детей и взрослых с ОВЗ:
- улучшается общее состояние здоровья;
- улучшается двигательная подготовленность, координация, корректируются недостатки физического развития, развивается самостоятельность;
- развиваются различные сенсорные анализаторы (слуховые, двигательные и пр.);
- занятия побуждают к активности, общению и дают новое ощущение жизни.
Ребёнку с нарушениями зрения необходимо совершенствовать навыки координации движений, владеть своими чувствами, упражняться в разговорной речи, расширять круг общения – всему этому может способствовать подвижная игра.
Движение – это жизнь. Движение необходимо и взрослому, и ребёнку. Вспомним Льва Толстого: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда — сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна… Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».
Список литературы по развитию двигательной активности и физической культуры ребёнка с ОВЗ images/documents2/Rumyanye_scheki_spisok.pdf
Обзор подготовила Елена Сторокожева, главный библиограф отдела обслуживания Осп «ПОСБНС»
Телефон: (8112) 72-42-53.